Тел. редакции: (343) 382-56-90

e-mail: insaidpress@gmail.com

Наше издание выписывают и читают в Парламентской библиотеке Государственной Думы и Совета Федераций.
  • Главная
  • Новости
  • Для успешной реализации проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба необходимо принятие соответствующего закона

Для успешной реализации проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба необходимо принятие соответствующего закона

Об этом заявил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин, комментируя выводы Счетной палаты РФ об итогах проверки использования средств федерального бюджета при реализации проектов по ликвидации накопленного ущерба.

По его словам, «в России действительно отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая выполнение работ по ликвидации накопленного ущерба». В целях формирования необходимых институциональных условий для проведения таких работ Минприроды России в 2010 году разработало законопроект «О накопленном экологическом ущербе». Документ предусматривает устранение пробелов в законодательстве, введение понятия «накопленный экологический ущерб», вводит ответственность и полномочия органов местного самоуправления и государственной власти субъектов РФ по ликвидации объектов, подвергшихся загрязнению в ходе экономической деятельности. Кроме того, поправки урегулируют вопрос права собственности на отходы, собираемые в ходе ликвидации объектов накопленного ущерба, вводят обязательное требование по проведению государственной экологической экспертизы подобного рода проектов.

Как отметил Р.Гизатулин, этот сложный законопроект прошел десятки кругов  обсуждений и согласований с федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, научными и общественными организациями, бизнес-сообществом.

«Мы надеемся, что доработанный Минприроды России законопроект будет, наконец, внесен Правительством РФ в Госдуму в первом квартале 2014 года, что позволит эффективно реализовывать проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба в масштабах всей страны», — отметил он.

До внесения соответствующих изменений в законодательство Минприроды России и субъекты РФ реализовывало проекты в пилотном режиме. В частности, были начаты работы в Арктической зоне, на Байкальской природной территории, в Нижегородской области и ряде других  регионов России.

Вместе с тем отсутствие нормативно-правовой базы приводило к затруднениям в  реализации проектов, например, в отборе проектных решений из-за отсутствия процедуры государственной экологической экспертизы. Так, по программе ликвидации накопленных отходов на Байкальской природной территории ученые расходились во мнении по вопросу использования отходов Байкальского ЦБК. Аналогичная проблема возникла по проекту ликвидации неорганизованной свалки промышленных, высокотоксичных отходов «Черная дыра» в Нижегородской области, которая была решена лишь год спустя после начала обсуждения проектных решений.

 В связи с этим в 2012 году были возвращены средства в федеральный бюджет в размере 180 млн. рублей.

Как отметил Р.Гизатулин, несмотря на эти сложности едва ли стоит недооценивать значение проведенной работы по ликвидации накопленных загрязнений, проблема которых не решалась десятилетиями. «Реализация пилотных проектов позволила отработать технологии, процесс принятия управленческих решений, проанализировать мировой опыт применяемые наилучшие практики, – сказал он. – Все это позволило нам в конченом итоге сформировать механизмы законодательного регулирования такой работы и подготовиться к переходу от пилотов к реализации федеральной целевой программы». «Поэтому те замечания, которые были сформулированы коллегами из Счетной палаты РФ, мы считаем справедливыми и устраним их при доработке нормативно-правовой базы», — отметил он.

По словам заместителя министра, принятие закона «О накопленном экологическом ущербе» и утверждение соответствующей ФЦП в 2014 году позволят провести генеральную уборку на территории всей страны, ликвидировать возникшие за последние 50 лет «горячие» 

 

Пресс-служба Минприроды России

Вернуться к разделу